Уважаемые читатели блога! Планируется Акция Шамана (Модульный принцип участия). Даты проведения 29, 30, 31 июля в 22:00. Подробности на странице акции на сайте Клана Селун.

среда, 21 февраля 2018 г.

Царь Николай и железные дороги

Царскосельская железная дорога
В советской школе мне нагло врали на уроках истории, что первая в мире железная дорога была построена в России.

Она соединяла Санкт-Петербург и царскую резиденцию в Царском Селе и была протяженностью всего 17 миль. Эта дорога оставалась единственной стране вплоть до 1842 года.

Между тем, когда в России приступили к строительству этой увеселительной дороги, в Англии уже существовала развитая сеть железнодорожного транспорта на паровой тяге.

Строительству железных дорог режим царя Николая активно противился, опасаясь по выражению министра Канкрина, правой руки государя: "нежелательной мобильности населения ведущей к ненужным перемещениям с места на место."

Канкрин последовательно отвергал все проекты развития железнодорожных путей и даже дорога соединяющая Москву и Петербург, упоминаемая всеми без исключения классиками русской литературы, была проложена только в 1849 году.

К 1870 году Западная Европа была покрыта плотной сетью железных дорог, а на бескрайних просторах России были только две дороги: Царскосельская и Петербург - Москва.

Только после того как Британия, Франция и Турция нанесли сокрушительное поражение России в Крымской войне, в твердолобых министерских головах появилось понимание, что без современного транспорта невозможна быстрая переброска войск и это серьезная угроза безопасности государства. Потому что у противника такая возможность, как выяснилось, была.

 Запрещались, впрочем, не только железные дороги, но и фабрики. Число их было крайне ограничено, а некоторые высокотехнологичные на тот момент производства, такие, например, как текстильные и прядильные были вообще запрещены.

И знаете почему? Чтобы избежать большой концентрации рабочих, от которых со страхом ждали революции. Но не только в рабочих, а и в нарождающемся классе промышленников, купцов и предпринимателей абсолютистский режим царя Николая (а до него - Александра) видел угрозу своей власти.

Чтобы удержать власть и богатства в своих руках они сознательно тормозили развитие страны и держали людей в положении крепостных, нищих, необразованных и бесправных рабочих скотов.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Хотите подписать свой комментарий, но у вас нет аккаунта? Выберите в выпадающем списке Имя/URL. Вы сможете вписать свои имя или ник. Поле для указания URL можно оставить пустым.